Общая теория вероятности.(ОТВ)

 

   В данной статье представлен материал, который является попыткой описания саморазвивающихся систем, принципов их организации и логики работы. Также выдвинута гипотеза о существовании нового принципа логики, который может быть применен для описания принципов саморазвития, а также для описания более глобальных явлений и процессов, происходящих в мире. Материал изложен в повествовательной форме для лучшего понимания.

 

Для понимания самой теории нам необходимо ввести некоторые понятия, а также затронуть некоторые философские проблемы.

   Люди с древних времен пытались постичь тайны мироздания. Этому способствовало множество факторов. На заре эволюции развитие больших полушарий головного мозга человека приводило к усложнению процессов связанных с его логическим мышлением. Человек на определенном этапе эволюции научился выстраивать более длинные логические цепочки, чем все существующие на тот период живые организмы. Поясним это. В настоящее время установлено, что ни одно животное не способно создавать орудие производства. Хотя существуют примеры, когда скажем обезьяны, используя один камень как наковальню и второй камень как молоток разбивают орехи, прямо как мы, когда хотим сделать тоже самое. Но ученые этот факт относят к понятию сложный рефлекс. Не известно, как колония приобрела этот навык (или они взяли пример с людей, либо сами пришли к такому результату методом проб и ошибок) , но ни одна обезьяна не способна камнем вначале сделать углубление в другом камне, чтобы удобнее было расколоть орех. И дело тут вот в чем. Животное строит логическую цепь, состоящую условно из четырех ступеней: орех  =>  камень =>   действие =>   результат  =>  орех... Человеческий мозг на определенном этапе позволил вместить еще несколько звеньев в эту логическую цепь и, таким образом, усложнив ее добился более простого получения результата. Цепь в данном случае может выглядеть следующим образом: камень => камень =>  действие =>  орех =>  камень =>  действие => результат    ... Интересно заметить, что цепочка, рассмотренная по частям, не имеет смысла. Т.е. если мы к примеру возьмем набор действий, как камень =>  камень =>  действие, то операция окажется не законченной, мало того она потеряет свой смысл. Весело было бы посмотреть на обезьяну, которая начнет долбить камни друг о друга без всякой надобности. Таким образом, данная цепочка имеет смысл только тогда, когда полностью представлена живым организмом. На низшем уровне эта способность даже не относится к абстрактному мышлению. Составляющие цепочки могут формироваться в результате проб и ошибок, а длину ее, т. е. количество звеньев, должна удерживать память. Абстрактное мышление- это способность осознанно манипулировать звеньями без практического подтверждения или как говорят, в уме. Каждый нормальный человек способен представить что будет, если ударить два камня, также можно мысленно изменить их прочность и массу. Выходит, что появление абстрактного мышления- это есть новая ступень в эволюции, без которой не возможен был бы образ современного человека.

  У читателя возникнет вопрос, а для чего вообще была затронута эта тема. Взглянем на то, что творится вокруг нас. Нашему вниманию будет представлен подвижный, никогда не замирающий мир. Времена года сменяют друг друга, идут недели и дни. Люди идут на работу и с работы, растут деревья, где-то что-то строят или, наоборот, ломают. В общем, жизнь идет и не останавливается. Но люди за этой суетой часто не замечают нечто большее. Меня как участника этих процессов часто интересовал вопрос - а куда, в общем-то, стремится этот мир и куда направлена эта каждодневная суета. Оптимисты могут сказать, что к светлому будущему и процветанию. Пессимисты естественно возразят и скажут, что все человечество в скором времени уничтожит само себя и т. п. Я считаю, что не те не другие не правы. Человек часто забывает, что он часть природы. Природа породила нас, а не мы ее. Люди, можно сказать продукт эволюции- процесса, который зародился много миллионов лет назад и не прекращается по сей день. Если проследить путь эволюции, то можно сделать вывод, что идет процесс усложнения, а одновременно универсализации живых организмов. Некоторые бактерии, например, способны существовать только в определенном, очень жестком интервале температур, млекопитающие, наоборот, способны существовать в более неприхотливых условиях. Человек, используя результаты своего труда, научился существовать там, где ни одно из земных живых существ не способно находиться. Каждый знает, что ни один процесс, а тем более процесс усложнения не может проходить просто так. Напрашивается вывод, что и у эволюции существует какая-то цель и одновременно существует сила, которая добивается этой цели. Здесь конечно можно возразить следующее: камень, скажем, разрушается под действием воды просто так и сила, которая заставляет его разрушаться - это притяжение земли, которое разгоняет воду. Это конечно правильно, но давайте рассмотрим процессы более детально. Стихия, к которой в данном случае можно отнести воду, ветер, перепад температур и т. д. действует как фактор, который стремится высвободить энергию (в данном случае потенциальную) из тел, будь это камень или вода. Движение, скажем,  воды в реке происходит из-за того, что она стремиться высвободить свою потенциальную энергию и принять наиболее выгодное в энергетическом плане состояние.

  Существует также и еще один процесс, который влияет на перемешивание жидкостей или газов. Многие из нас помнят школьный опыт, когда в одном конце класса открывали пузырек с аммиаком, и запах распространялся по классу. Этот опыт свидетельствует о то, что каждая неравновесная система стремиться увеличить свою раз упорядоченность или энтропию. О том же самом нам говорит второй закон термодинамики, который утверждает, что невозможен спонтанный переход тепла от более холодного тела к более горячему. Океаны - это огромные аккумуляторы солнечной энергии. Остудив мировой океан на один градус можно высвободить энергию, которую человечество может использовать несколько десятков лет, но этот процесс не возможен по закону энтропии. Охлаждение приведет к ее уменьшению, а данный процесс не может происходить спонтанно.

  Под действием этих законов наша планета превратилась бы в ровную пустыню, если не действие живых организмов. Они, используя часть энергии, работают по абсолютно противоположному пути. Для построения клеток необходим углерод и простейшие научились ”вылавливать” его из окружающего пространства. Т. е. идет обратный процесс. Углерод, наоборот, накапливается в определенных частях какой-то молекулярной системы. Микроорганизмам потребовалась энергия и они запасать ее, хотя мы знаем, что “брошенный камень всегда подает вниз” т. е. стремится высвободить энергию. Сейчас на земле растут миллиарды деревьев, хотя их существование противоречит принципу энтропии, потому что предмет, выступающий над поверхностью стремится упасть т. к. это наименьшее значение энергии. Можно также взглянуть на этот вопрос со стороны статистики. Всегда, скажем, существует вероятность того, что все молекулы находящиеся в комнате соберутся в одном месте (в углу). Т. о. в определенный момент времени у всех молекул одновременно совпадет направление движения, и они сконцентрируются в одном месте. Данное явление в физике принято называть флюктуацией. Естественно вероятность флюктуаций крайне мала.

   Если рассматривать весь северный ледовитый океан, то существует вероятность того, что молекулы с большей энергией соберутся в каком-то малом объеме и в этой области температура воды повысится, хотя вероятность данного явления настолько низка, что за все существование Земли вряд ли возникала флюктуация, достигающая 5-6 градусов. Но какие выводы можно сделать, если, например, в этой воде плывет тюлень, температура которого отличается от окружающей воды на 30 градусов, причем это происходит не раз в миллиард лет, а практически постоянно. Для нас это нормальное явление, но абсолютно невозможное для других планет, где нет жизни. Человек смог сделать больше. Своей деятельностью он концентрирует такие вещества, которые никогда не смогли сконцентрироваться сами собой. Например, уран никогда не смог сам образовать такое скопление, какое реализовано в атомной бомбе. Таких примеров огромное множество и такое аномальное распределение само по себе возникать не может. Так что в дилемме есть ли цель у эволюции или развитие происходит просто так логичнее склоняться к первому высказыванию.

  Ну хорошо, пусть даже цель есть и мы, общество, животные и растения существуют ради какой-то цели, то тогда можно попытаться ответить на вопрос- что это за цель. Можно построить много различных предположений. В одних вариантах есть смысл, в других нет. Наверное, чтобы ответить на этот вопрос необходимо действовать по законам природы. Из приведенных выше рассуждений можно сделать ряд выводов. 1) Эволюция развивается от простого к сложному. 2) Живые организмы представляют собой мощные флюктуации, как в распределении энергии, так и в энтропии. 3) Природа развивается не по принципам статистики, т. е. те изменения, которые приобретают организмы в процессе эволюции практически не могут возникнуть случайным образом. Посчитано, что для того чтобы сформировалась ДНК человека из имеющихся на планете атомов случайным образом, нужно время на несколько порядков превышающее возраст вселенной. Довольно тяжело получить из этих данных подходящий результат, мало того существует еще ряд факторов, которые будут рассмотрены позднее.

  Теперь давайте вернемся к логическим цепям. Существует несколько способов достижения результата. Яму, например можно выкопать при помощи лопаты, можно и при помощи экскаватора. Естественно если яма небольшая, то подойдет только лопата, а если большая, то можно воспользоваться техническими средствами. Но чем принципиально отличается лопата от экскаватора? Естественно размеры и принцип работы мы учитывать не будем, но учтем, что оба предмета служат одной цели. Что необходимо для изготовления лопаты? В первую очередь логическая цепь в которую будет включен данный инструмент. Логическую цепь можно построить следующим образом. В начале возьмем результат - это вырытая яма, и данные - яму будет копать человек. Хотя данные здесь вряд ли можно изменять т. к. только человек способен поставить перед собой такую задачу. Для изготовления лопаты необходимо сделать черенок и рабочую часть. В простейшем случае за черенок может сгодиться палка от дерева, а рабочая часть может быть изготовлена из чего-то плоского, например обработанного дерева. Теперь восстановим цепочку.

                                     дерево =>   операция =>  дерево => операция  =>   операция  =   лопата

 

                                               черенок                          рабочая часть

   Естественно реально цепь выглядит гораздо длиннее т. к. в нашей мы не учитывали порядок операций и исходный материал. Напомним, что для того чтобы сделать лопату необходимо, чтобы вся цепь была осознана тем, кто хочет изготовить данное устройство. Если же будет пропущено хоть одно из звеньев - результат окажется совсем другим. Теперь вернемся к экскаватору. В данном устройстве несколько тысяч деталей и для того, чтобы изготовить все эти детали нужно проделать большое количество операций. Получается цепь очень большой длины, и она также должна рассматриваться как единое целое, а иначе ничего не получится. Можно сделать вывод, что разница между устройствами в длине логической цепи, которую необходимо получить для достижения результата. Т. к. экскаватор намного продуктивнее лопаты напрашивается вывод, что чем длиннее логическая цепь, тем более сложное, а одновременно и более продуктивное устройство можно получить. Но логическую цепь нельзя составлять из случайных звеньев. У человека за правильное построение отвечает способность названная мышлением. Что делает человек, когда мыслит? Он создает логическую цепь, изменяя значение звеньев без их практического подтверждения. добиваясь результата учитывая имеющиеся данные. Эта способность индивидуальна для каждого человека. Память для этого процесса необходима т. к. где-то нужно удерживать цепь, но она не является главным показателем. Именно способность “удержать” и изменять составные логической цепи играет основную роль в мышлении. Поэтому умный человек- это не всегда тот, кто много знает, но для знающего человека гораздо проще найти оптимальное решение т. к. выбор у него гораздо богаче. Мы несколько отклонились от рассуждений. Каждый знает, что у человека возможности не безграничны. Какой бы не был умный человек у него всегда есть предел в развитии, при этом логическая цепь уже не может восприниматься как единое целое, а следовательно не могут быть созданы устройства, которые требуют этого. Естественно развитие происходит всегда, и со временем люди все-таки приходят к решению поставленных проблем. Человеку свойственно двигаться вперед и преодолевать свои несовершенства при помощи технических устройств. Если можно сделать механизмы для облегчения труда, то возникает вопрос, а можно ли сделать устройство, способное манипулировать цепями превосходящими человеческие? Т. е. создать систему, которая будет мыслить гораздо лучше человека. Звучит устрашающе, но можно попытаться вытащить данное предположение на уровень теории.

   Итог: из данной части можно сделать вывод, что логическая цепь имеет значение для развития только тогда, когда воспринимается как единое целое. Если цепь рассматривать по частям, то ее смысл полностью или частично теряется. Развитие живых организмов как-то связанно с вероятностью или способностью их изменять нормальное распределение случайных величин.

 

   Для более точного понимания вопросов, поставленных ранее, нам необходимо вспомнить методы существующие сегодня. Есть много методов для описания процессов происходящих в мире, но, в общем, их можно разбить на закономерные и случайные. К закономерным относятся те, которые используют строгие принципы для описания тех или иных процессов. Причем в этих методах случайностей нет и предметы для описания строго конкретные. К ним относятся все точные науки представителями которых являются скажем физика и математика. К случайным относятся те методы, которые берут за основу нечто, что произошло само собой, и определяют все остальные процессы. К ним относится религия и всякого рода вера в сверхъестественное, то, что выше человеческого познания. Основой для этих взглядов является в основном то, что не может быть описано методами первой группы. Естественно существуют и промежуточные методы. Т. к. более закономерен и логически верен первый метод, то лучше обратиться к нему и попытаться понять механизм его работы.

  Рассмотрим математический аппарат. Каждый из нас когда-нибудь что-то считал. Это могли быть абсолютно любые предметы. Например, прибавляя два яблока к трем, мы получали пять. Что мы делали, совершая эту операцию? Каждый знает, сколько это два яблока и метод математики заключается в том, что какому-то строго определенному значению присваивается символ “2”. Во всем мире установлено, что этот символ означает. Для увеличения числа возможных операций были введены и другие символы, называемые цифрами и между ними была установлена строгая взаимосвязь. Конечно, форма символов могла быть любой (понятию два мог соответствовать любой символ), но данный метод имеет смысл только тогда, когда все компоненты, над которыми производятся операции, имеют строго определенное значение. Тот же принцип используется и в физике. Переменные в формулах также имеют строго определенный смысл и не в коем случае менять их смысл нельзя. Физика в свою очередь является прикладной наукой потому, что, используя абстрактный аппарат математики, описывает принципы окружающего мира. Математика устанавливает закономерности между символами, физика - между процессами. Существуют также процессы, которые в силу обстоятельств нельзя определить как постоянные. Если рассматривать в общем, ни один из процессов реального мира невозможно описать точно или считать строгим. Один из наиболее наглядных примеров - стрельба по мишени. В силу большого количества критериев определяющих полет пули мы вводим такое понятие как вероятность попадания. Вероятность, как таковую нельзя определить конкретно, а можно только оценить, применяя методы все той же математики. Невозможно присвоить понятию случайной величины конкретное значение. Так, где же грань между случайными и “константой”. Реально такой грани нет. Какой бы процесс мы не пытались описать с помощью константной модели, всегда будет допущена ошибка, но в определенных случаях ошибкой можно пренебречь, либо мы не учитываем ее в силу недоступности приборам. Если приборы выдают одни данные, то теория одна. Если точность приборов повысилась и данные, получаемые с них изменились, то модель, которая описывает закономерности этих данных, подлежит замене. Таким образом, одна теория сменяет другую. В основном такой переход носит резкий характер т. к. меняется сам подход к проблеме, но практически старая теория также должна сохраниться, как некоторая часть более общей. Необходимо также всегда учитывать то, что константная модель имеет смысл, только если она логически закончена и в ней нет белых пятен, т. е. нет мест, в которых отсутствуют закономерности. Теперь обратимся к практической части данного вопроса. Вспомним, что любое устройство может быть представлено в виде логической цепи, в которую входят вещества или предметы и операции над ними. Причем эти операции носят строго определенный характер, который описывается теорией, из соображений которой было изготовлено устройство. В общем случае для получения результата (устройства) нам необходимо восстановить логическую цепь между данными и этим самым результатом. (рис. 1)

 

 

 

Длительность такой цепи может быть разной, но в любом случае мы получаем цепь или линию составляющими которой являются какие-то действия. Данный подход или логику можно назвать линейной. Сделаем некоторые выводы: процессы в окружающем мире в большинстве случаев описываются при помощи линейной логики, для которой необходимо строго знать исходные данные и операции по которым планируется получить результат (который в большинстве случаев тоже должен быть задан конкретно). У данного подхода естественно существуют недостатки. 1) Используя линейную логику нельзя работать со случайными величинами, т. е. нельзя получить точный результат. 2) Чем длиннее логическая цепь, тем сложнее с ней работать. Не даром говорят “Все гениальное просто”. Только до этого просто еще надо дойти. 3) Любая константная теория это модель, которая когда-нибудь потребует своего пересмотра. 4) Некоторые вопросы вряд ли когда-нибудь смогут быть описаны линейной логикой, хотя на практике они встречаются часто. Это, например: Из чего появилась вселенная? Существуют ли другие измерения? и т. д. Для ответа на эти вопросы в начало логической цепи необходимо поставить принципы, породившие вселенную и длинна этой цепи возрастает до размеров самой вселенной.

   Зная недостатки линейной логики, естественно возникает желание преодолеть их. Для этого требуется довольно неординарный подход. Нам нельзя использовать линейный метод, а иначе мы вернемся к тому, с чего начали. Так какими же критериями должна обладать новая теория? Для начала необходимо сделать так, чтобы между компонентами логических цепей не было строгой взаимосвязи. Это означает, что блок не должен иметь строгого значения или оно должно варьироваться в определенных пределах. Таким подходом мы избавляемся от проблемы точности т. к. ошибку можно допустить только при строгом задании параметра. Примером может служить задача по определению длины отрезка. Например, мы определили длину равную 5,67 см. Реальная длина отрезка, предположим, равняется 5,67328(0). Т. е. мы ошиблись приблизительно на 0,003. Конечно при определенных условиях эти 0,003 нам ничего не “сделают”, но в данном случае рассматривается принципиальный подход и вместо константы, которой является длина отрезка, может быть взята любая другая. Поэтому, какова бы не была логическая цепь, в общем, она все равно ошибочна. Теперь поступим по другому. Возьмем небольшой интервал на конце отрезка. Теперь будем утверждать, что длина отрезка лежит в пределах от 5,65 до 5,7. Т.о. мы задаем интервал на конце отрезка, который заведомо включает в себя истинное значение длины, но для рассмотрения мы будем использовать отрезок и интервал одновременно. Нужно учесть, что интервал носит вероятностный характер т.к. он не задает конкретное значение длины. Т.е. мы в данной ситуации получаем некую систему разных понятий. Длинна отрезка- это конкретное число, а интервал- это случайная величина и используются они одновременно. Данный подход не совсем понятен потому, что мы в большинстве случаев пользуемся конкретными понятиями.(говоря проще если мы брали ручку то это была ручка, а не что-то среднее между ручкой и карандашом) В данном случае мы поступаем по-другому и для рассмотрения берем интервал с неявными значениями. Читатель, наверное, задаст вопрос: - а что здесь нового ведь интервалы придумали давно. Это верно, но я в данном случае предлагаю использовать интервал как составную часть логической цепи. Напомню, что взаимосвязь в логической цепи должна быть строгой; если же мы включаем в нее случайную величину, то получаем другой результат. Так как же быть? В метрологии существует закон, который утверждает, что всегда существует точное значение какой либо величины. Приблизительно зная значение величины можно задать интервал, в который входит данная величина. Из математических соображений следует, что вероятность определения точки на отрезке равна нулю. Если же мы представляем отрезок в виде очень маленьких кусочков, то вероятность определения правильного также будет мала. (скажем если мы разобьем интервал 5,65 - 5,7 на десять кусочков и выберем случайным образом один из них, то вероятность попасть в значение 5,67 равна 10% ) Кажется, что сам интервал практически ничего не дает, но вспомним начало нашего изложения. Ранее мы говорили, что живые организмы являются флюктуациями в распределении случайных величин. (на данный момент мы рассматриваем понятие в общем) Причем данные флюктуации носят стабильный характер. Т. о. действуя по принципу эволюции, мы можем из интервала "вытащить" истинное значение длины отрезка, причем с огромной точностью. Звучит как-то неправдоподобно, но получается, что, используя обычную линейку, у которой погрешность составляет +- 0,5 мм мы можем определить длину отрезка вплоть до нескольких микрон, а может и точнее.

                Естественно для объяснения выше изложенного материала нам необходимо понять принципы, по которым происходит эволюционирование. Не случайно было предложено использовать для создания логической цепи звенья, которые не имеют конкретного значения. Теперь, на данном этапе нам необходимо вывести еще одно свойство, которым обладают живые организмы. Его можно получить из следующих рассуждений. На данное время существуют довольно много фильмов и рассказов о перемещении души. Например, в сериале “Квантовый скачек” главный герой меняется своим сознанием, с человеком, живущим в прошлом, и его задача заключается в том, чтобы исправить ошибки, которые будут сделаны этим человеком в недалеком будущем.

                Если рассматривать более просто, то сознания людей меняются местами. Получается, что в данном фильме субъективное “Я” воспринимается как некий блок информации, который может быть перенесен из одной точки в другую. К субъективному “Я” в данном случае относится та деятельность мозга, которая определяет специфику человека: его убеждения, повадки, интересы, знания и т. д. Особенности строения организма (имеется ввиду физические) к этому не относятся. Но если рассматривать данный перенос более глубоко, то на практике он не может быть осуществлен вообще и дело тут не в сложности устройства, которое могло бы это осуществить. Можно привести следующий пример. Пусть человек сидит в комнате. Пусть в определенный момент времени он задает себе вопрос: “Где я нахожусь?” Естественно за вопросом последует ответ: «Я нахожусь в комнате». Если спросить его: “Почему он так решил?” То он ответит: “Потому что я вижу стены, потолок, стол, стул, ручку и т. д. Я ощущаю стул под собой, слышу определенные звуки и т. д.” Теперь обратимся к физической части процесса постановки вопроса и ответа, но него. Что же проделало все эти операции? В данном примере восстанавливается линейная логическая цепь, в которой данными является сам вопрос, а результат - ответ на этот вопрос. Операция была произведена в головном мозге и, как известно, состоящим из нейронов, между которыми происходит обмен импульсов или сигналов. Компьютер, работающий по определенной программе и имеющий достаточно датчиков тоже может произвести те же операции, но между человеком и компьютером существует огромная разница. Теперь предположим, что где-то в другой точке пространства или времени сформировался точно такой же обмен импульсов, как у нашего человека. Это вполне возможно если воспринимать процессы в головном мозге. как некую программу пусть даже очень сложную. Ну так вот наша программа пришла к тому же самому вопросу: - «Где я нахожусь?», но ответит она на него совсем по-другому ведь стен, потолка, пола и стульев уже может и не быть. Правда то, что произойдет, вызовет у «программы» шок. Ведь по условию она одинакова с программой мозга нашего человека и у нее должны сохраниться сведения о том, как "она" поднялась на этаж, открыла дверь и села на стул в комнате. Эти сведения возникли у нее случайным образом; или во время копирования с человека.(в комнату она реально никогда не поднималась) но программа уверена в обратном и вдруг перед "глазами" мгновенно все исчезает и появляется совершенно незнакомое место. Такое вряд ли бы человек перенес нормально. Но смысл наших рассуждений в том, что человек этого никогда и не испытывал. Факт заключается в том, что ни с одним человеком таких скачков не происходило. По крайней мере я всегда помню где я был и что я делал.(или почти всегда) Я думаю, что и многие другие всегда способны восстановить логическую цепь между событиями в своей жизни. Т. о. пусть даже и существует вероятность того, что процессы происходящие в моем мозге будут повторены, я останусь при своем "теле" и меня никуда не забросит, как это было с программой. Т. о. между программой и человеком в нашем примере существует различие, и они никогда не могут поменяться местами. Данное утверждение уже нельзя связать с линейной логикой т.к. любая программа представляет собой набор действий над данными, а эти действия и данные могут быть копированы. В свою очередь программа строится по принципу линейной логики. Но как было сказано, человека, а конкретно его сознание копировать нельзя. Значит, мозг работает по принципам, как-то отличающимся от линейных законов.

               

 

Теперь попробуем построить теорию, которая объяснила бы изложенный материал. Как известно любая теория начинается с постулатов - данных, на основе которых будут строиться рассуждения. В данном случае получается, что сами постулаты имеют очень общее значение и к нашим вопросам имеют не совсем прямое отношение, но их смысл будет восстановлен позже. Они звучат следующим образом:

1) Любое утверждение не справедливо т.к. изначально ничего не ограничивает существование утверждения противоположного данному.

2) Любое явление в нашем мире ограниченно явлениями предшествующими данному.

                На первый взгляд эти постулаты непонятны и несут мало смысла. Раскроем их. Представим наш мир, в котором существует множество явлений. Принципы по которым они протекают определяют взаимодействия, происходящие за счет слабых, сильных, гравитационных и электромагнитных сил. Теперь представим, что структура какой-то из сил изменилась (поменялись составляющие формул, которыми они описываются). Естественно это изменение повлечет за собой перемены в мире. Материя, свойства частиц и атомов изменятся, что изменит форму обыденных предметов. Одновременно изменится отношение нас к этим предметам, если представить, что жизнь все равно останется существовать. Если таким образом откидывать все больше и больше параметров этих сил, то будут исчезать и понятия. Если откинуть все, то получим не вакуум (пространство без частиц), а ничего. Ведь пространство это тоже некая структура обеспечивающая взаимодействия. И вот получается, что из этого ничего образовалась наша вселенная. Дело не в том, как это произошло, главное, что все процессы и принципы в этой вселенной сформированы именно такими, как мы их воспринимаем, но если рассматривать, в общем, то их ничего не ограничивает. Законы, по которым работает вселенная, могли быть любыми, т.е. утверждать, что какое-то взаимодействие существует можно, но одновременно можно утверждать, что этого взаимодействия нет. Т.о. если восстанавливать логическую цепочку, что из чего произошло, то в основу зарождения вселенной нужно поставить «ничего».

                Но все отбрасывать нельзя т.к. вселенная все-таки существует. Поэтому мы говорим о таком свойстве мира, как закономерность. Т.е. в нем не бывает случайностей, и любое явление имеет взаимосвязи с другими. Об этом говорит второй постулат.

                Оба постулата нельзя рассматривать отдельно. Надо понимать, если мы скажем, что все закономерно, то будем не правы, и одновременно нельзя говорить, что ничего нет т.к. вселенная появилась из ничего. Нужно найти некую середину между двумя точками мировоззрения.

                Теперь обобщим изложенный материал. Нам необходимо объединить следующие выводы. 1) Невозможность копирования живого организма. 2) Ненормальное распределение случайных величин в отношении к живым организмам. 3) Существование эволюции как фактора направляющего распределение случайных величин в область большей неоднородности. Для этого рассмотрим следующую систему. Положим в основу блок функционирующий по следующему принципу. Пускай он имеет один вход и три выхода, а также управляющий контакт. (рис 2)

 

Работает данный блок следующим образом. На контакт Г приходит сигнал которым может являться электрический импульс. Контакты А, Б, В –это выходы. При появлении сигнала на контакте Г возникает импульс на одном из выходных контактов случайным образом, но при этом некоторым контактам может отдаваться приоритет. Т.е. пускай на контакте А вероятность того что он возникнет равна 60%, на контакте Б =20% и на  В =20%. Т.о. наиболее оптимальный путь прохождения импульса- это из Г в А. Менее вероятны из Г в Б и С. Контакт Д служит для перегруппировки вероятностей на каждом из выходных контактов. При появлении на нем импульса вероятность прохода из Г в А уменьшается, скажем, до 54%, но при этом на в Б и В увеличивается на 3%. Что дает данный блок? В единственном экземпляре он ничего не значит. Смысл имеет структура, состоящая из нескольких блоков. Предположим у нас имеется система насчитывающая несколько десятков таких элементов соединенных случайным образом.

 

 

Если на один из контактов подать импульс, то он будет переходить от блока к блоку, причем если он не покидает систему, то у нас может образоваться цикл. Цикл- это состояние системы, при котором между определенными блоками происходит устойчивый обмен импульсов. Т.о. у нас образуется наиболее вероятный путь прохождения импульса замкнутый сам на себя. Но самое главное в цикле это его неявная структура. Путь действительно образуется наиболее устойчивый, но импульс всегда имеет возможность пойти по другому маршруту. Т.о. у нас образуется некая структура, которая не имеет конкретного значения. Эта структура является единичным понятием в данной теории, меньшие структуры не рассматриваются. Систему состоящую из нескольких циклов будем называть константно-вероятностной системой (к- в системой). Само понятие цикла условно. В реальной системе вряд ли возможно будет выделить устойчивые каналы обмена импульсов. Количество циклов, которое может быть реализовано в системе характеризует ее развитость. Понятие цикла удовлетворяет первому выводу полученному ранее. Копировать к- в систему нельзя, потому что даже если у нас образуются 2 одинаковые системы то через мгновение они будут различными.(импульс распространяется случайным образом) Но к- в систему нужно понимать глубже. Константная и вероятностная составляющие в данном случае объединены в единое целое, и рассматривать их отдельно нельзя. Поэтому структура к- в системы является уникальной для любого живого организма т.к. копировать вероятностную составляющую невозможно. При этом нужно помнить, что если прервать ход импульсов, выключив систему, то свои свойства она после включения не восстановит. Т.о. останавливать процесс обмена импульсов между блоками нельзя. Теперь рассмотрим организацию системы на более высоком уровне. Цикл- это единичное образование в пределах системы, но между ними так же происходят взаимодействия. Для описания данного процесса целесообразно привести следующий пример. Основой, по которому происходит взаимодействие, является теорема. Звучит она следующим образом: при наложении двух случайных величин результатом может являться константа. Графически это можно представить следующим образом.

 

 

 

Вероятности а и в ограничивают область случайных значений на рисунках. У нас существует несколько способов сложения данных областей.

1)       Если а и в не смежные, то их складывать нельзя. Области не перекрещиваются и результат сложения- две разные области.

2)       Если мы совместим их полностью, то скажем вероятность а поглотит вероятность в и результатом операции можно взять либо область а либо область в которая в данном случае меньше а. Такая операция не очень полезна т.к. в лучшем случае мы можем взять минимальное поле случайных величин, а именно в, но это значение нам известно. Область равная а- в носит неявный характер.

3)       Если же мы незначительно перекроем области а и в, то у нас возникнет некоторая область с = а + в. Т.о. мы получаем случайную величину, которая имеет значительно меньший разброс значений по сравнению с теми, над которыми производилась операция. В данном случае можно сказать, что две случайные величины ограничивают константу с. Надо понимать, что константа- это предел ограничения, в реальности получается случайная величина, имеющая меньшую «свободу» значений по сравнению с исходными. Естественно если объединяющихся областей будет больше, то суммарная область может получаться все меньше и меньше. Таким образом константа будет все больше и больше ограничена., или другими словами будет приближаться к постоянной величине.

Проведем аналогию с вопросом точности, который был затронут ранее. В реальности не возможно абсолютно точно определить какую либо величину и поэтому вводится понятие погрешности. При функционировании к- в система также способна определять значение величины все точнее и точнее. В данном случае мы будем понимать какую- либо величину, которая в пределах системы носит конкретный характер. Т.к. в к- в системе все процессы носят случайный характер, (блоки из которых состоит система направляют импульс случайным образом) то в ней циклы (носящие также случайный характер) взаимодействуя между собой способны обуславливать возникновение конкретной величины- более строгого обмена импульсов между блоками. (под конкретной понимается, что определение более точно значения не представляется нужным для системы, аналогично погрешности измерений, которую в пределах опыта нам не нужно учитывать) Можно провести параллель с человеческой памятью. Человек в большинстве случаев запоминает образ предмета. Мало людей способно точно описать те вещи, которые они видели. Многим на ум, при описании приходят основные определяющие параметры предмета, такие как цвет, форма, текстура и т.д. Получается, что память о предмете строит как бы из ограничивающих параметров, по которым строится полный образ. Чем больше ограничений, тем более точно будет описан предмет, тем более точно мозгом будет ограничена константа являющийся образом предмета. У данного метода есть свои плюсы и минусы. К плюсам относится то, что в данную память можно поместить много информации. К минусам относится то, что информация носит неявный характер, т.е. перевести в какие либо единичные кванты (нули или единицы, как в компьютере) ее не возможно, следовательно, ее не возможно передавать в чистом виде.

                Теперь обобщим сказанное. Предположительно система искусственного интеллекта должна содержать блоки, которые вносят случайную составляющую в строгие процессы. При работе между блоками образуется наиболее вероятный маршрут прохождения импульса- цикл. Циклы, в свою очередь, взаимодействуя между собой, способны ограничивать собственные константы, над которыми могут производятся логические операции. Данный подход подтверждает выводы сделанные ранее. 1) Не возможность копирования системы. 2) Циклы могут определять свои собственные константы, которые в реальности могут и не существовать. Другими словами система может работать и с абстрактными понятиями.

                Использованный принцип мы будем называть нелинейной логикой. Нелинейная логика- принцип получения результата путем ограничения его по существующим параметрам (данным) путем представления данных в виде случайных величин, так или иначе влияющих на результат. Данные заносятся в к- в систему которая и формирует ответ. Например, определить тепло на улице или холодно можно по туману, росе, льду и множеству других факторов подтверждающих или опровергающих данное предположение. Также необходимо учитывать, что все данные должны быть осознаны к- в системой. Можно привести следующий пример. На планете существует очень много систем автоматического оружия. Цель всех этих механизмов - выбросить пулю из канала ствола и приготовить другую. Но из всех систем наиболее надежны те, у которых одна деталь выполняет сразу несколько функций. Например, затвор в АК выполняет функции: вытаскивание патрона из магазина, запирание канала ствола, выброс гильзы и т.д. У многих систем эти функции выполняют отдельные механизмы, и при этом понижается их надежность, но они более простые т.к. можно легко выстроить логическую цепь срабатывания каждой составляющей механизма. Т.о. весь механизм автомата был представлен его создателем, а у более сложных систем каждый компонент рассматривался отдельно.

                Теперь обобщим сказанное. Применяя нелинейную логику можно получить другой метод решения задач. У нас также существуют данные и результат.(рис. 3)

 

 

В данном случае строгих промежуточных звеньев нет, как нет и конкретной логической цепи. Роль ее выполняют циклы, значение которых, как известно, не определено. Результат и данные, находясь в единой системе, связываются между собой одновременно по константному и вероятностному механизму. К- в система как бы прорабатывает одновременно все возможные варианты согласования данных и результата. В процессе работы формируется устойчивая связь между циклами, или другими словами образуется логическая цепь. Таким образом, система создает решение той или иной задачи, а в конечном итоге и результат. Напомню, что память в к- в системе носит неявный характер, а поэтому данные и результат (представленные в большинстве случаев строго определенной информацией) нельзя помещать в любую к- в систему. В данном случае можно говорить о развитости той или иной к- в системы. Под этим понятием следует понимать то количество циклов, существующих в к- в системе, необходимое для ограничения константы в пределах требуемой точности. Приведем пример. Человек довольно легко оперирует цифрами. Если ему предложить складывать числа, состоящие из двух цифр, то время на операцию возрастает,  потому что для представления числа как константы требуется больше ограничивающих циклов. Естественно, если оперировать числами из трех цифр, нам потребуется еще больше времени. При этом каждый человек может оценить ответ т.е. ограничить константу не полностью. Мы приходим к выводу - чтобы как можно точнее получить ответ необходимо как можно больше циклов. Существует ли предел? Конечно существует для каждой конкретной к- в системы. Существует предел ограничения, при котором константа уже не может быть ограничена строго в пределах системы. Ее значение уже не будет восприниматься и поэтому ей оперировать нельзя. Если предположить, что мозг человека представляет собой к- в систему, то естественно у него существует предел понимания. Но он зависит от очень большого количества факторов. Кровоснабжение, размеры, баланс различных химических веществ и гормонов, так или иначе, влияют на мышление. Если же известен принцип работы мозга, то скорее всего его можно реализовать практически и при этом убрать влияние большинства факторов тем самым повысив надежность. Мало того, можно сконструировать к- в систему значительно большую, чем система реализованная природой в мозге человека. Т.о. такая искусственная система сможет строить значительно более длинные логические цепи и, тем самым находить наиболее оптимальное решение тех или иных вопросов, а также сможет создавать устройства, которые по своей сложности пока не доступны человеку. Я не думаю, что искусственная система, которая по своим умственным возможностям будет превосходить человека, захочет его уничтожить или получить власть над ним. Разум не носит разрушительный характер, его носят чувства, такие как зло, ненависть и т.д. Часть этих чувств заложены природой в к- в систему человека, а при создании искусственной системы этого можно избежать. Естественно искусственная система никогда не сможет сразу научиться решать задачи. Ее необходимо научить- сформировать циклы, которые, взаимодействуя между собой, дадут ей возможность ограничивать константы, которые и будут использоваться при решении задач. Обучение искусственной системы сходно с процессом обучения человека. Если учить ее разрушать, то она будет разрушать, так что поведение искусственных систем будет зависеть от тех, кто формирует у них циклы и порядок их взаимодействия, т.е. от учителей.

                 Предположение о принципе работы к- в системы не отвечает на ряд вопросов, поставленных ранее. Нет объяснению явления саморазвития, нет выводов о целях эволюции и нет взаимосвязи с понятием точности введенном ранее для интервалов. Начнем с саморазвития. Эта проблема является по истине камнем преткновения для этой теории. Вопрос поставлен следующим образом: зачем к- в системе само усложняться. Ответ можно привести следующий- чтобы иметь возможность оперировать более длинными логическими цепями. Живым организмам этой планеты дает возможность оперировать как можно большим числом данных, что помогает выживать. Знание – сила, как сказал один человек, но почему возникает стремление познавать? В данном случае нам нужно рассмотреть вопрос с двух сторон. Развитие для одного существа, и в эволюции, частью которой оно является. Стимулом для развития особей является несколько причин. В молодом возрасте роль инициатора играет инстинкт. Он представляет собой часть запрограммированных данных. В него записаны основные действия живого существа, без которых оно вообще не может существовать. Как ни странно ни один врожденный инстинкт не несет информацию о закономерностях между явлениями. Скорее сама к- в система должна установить закономерности между записанными действиями и результатом от них. Таким образом, стремление к познанию мира представляет собой врожденный инстинкт. Данное решение наиболее оптимально ведь пустая к- в система будет развиваться крайне медленно, а если в ней будут заранее сформированы некоторые константы, то они лягут в основу первых логических цепей. Помимо этого инстинкт позволяет в некоторых случаях правильно реагировать на жесткие условия окружающей среды. Со временем к- в система достигает того состояния, когда действия внешних факторов полностью уравновешивается собственной реакцией. На данном этапе развитие замедляется т.к. нет необходимости в создании более длинных логических цепей. У человека наблюдается иная ситуация. В отличии от животных мы способны развиваться на протяжении всей жизни, только в следствие действия внешних факторов этот процесс замедляется со временем. Данное явление возникает скорее всего из-за значительной развитости к- в системы человека с самого рождения. Существует большое пространство для формирования циклов, которое быстро заполняется на начальной стадии развития. В этот период ребенок в основном повторяет действия взрослых и в этот же период формируется константная база к- в системы или подсознание. Оно представляет собой циклы, которые, вовлекаясь в образование констант, играют наиболее весомую роль. Данная структура в совокупности формирует приоритеты действий, на какие либо факторы или по-другому – характер. Из-за большого количества циклов человек получает возможность строить несколько логических цепей на основе единственного условия и результата. Это получается потому, что циклы, взаимодействуя между собой в большом количестве, уже сами способны ограничивать собственные константы, которые включаются в существующую логическую цепь. Созданные константы в большинстве случаев не верны, но некоторые из них имеют смысл. Данная способность называется воображением. Данные константы ценны тем, что носят уникальный характер. Они формируются под действием множества циклов, а таких комбинаций бесконечность. Надо опасаться того, что сформированные константы могут по значимости перевесить реальные, тогда сознание будет жить придуманным миром.

               

Теперь рассмотрим более высокую ступень организации. В учебнике биологии эволюция рассматривается как процесс развития видов от простого к сложному и формирование новых видов. Если рассматривать вопрос более глубоко, то неясным остается тот стимул, который заставляет живые организмы развиваться, а также отсутствие грани, при котором эволюция вообще возможна (Наиболее простой живой организм). Во многом эволюция сходна с процессом развития к- в систем. Циклом в эволюции является пищевая цепь, возникающая между особями. Такую аналогию можно провести исходя из следующих соображений. В пищевую цепь вовлекаются все живые организмы и при чем случайным образом (так же как и блоки). В природе не всегда выживает сильнейший, и, наоборот, слабые иногда выживают в определенных условиях т.о. пищевая цепь имеет случайную составляющую. Взаимодействие между пищевыми цепями происходит за счет вовлечения в них нескольких видов. Если экосистема многообразна, то она устойчива т.к. если один вид вымирает, то он замещается другим. В скудной экосистеме вымирание приводит к частичному или полному ее разрушению. Формирование нового вида происходит по следующему механизму. В начале некоторые особи одного вида начинают приспосабливаться к новым условиям. Далее наступает период, когда «новые» особи становятся более уязвимыми перед факторами старой и новой среды. И лишь после этого происходит окончательное приспособление к новой среде. Данный процесс происходит под действием законов, установленных Дарвином- это естественный отбор и борьба за существование. Но здесь одновременно играет роль некий фактор саморазвития. Равновесие живые организмы  могли достичь еще на клеточном уровне, но существует некая сила, которая заставляет особи развиться революционными темпами. Изначально не понятно, какая сила вообще заставила химические вещества образовывать сложные структуры, а если они образовались случайным образом, то и копировать их. Причем метод использовать такой, который до сих пор не ясен. ДНК как носитель информации не мог появиться одновременно с клеткой т.к. в начале необходимо создать программу, а уж потом ее сохранять. Да и вообще механизмы, которыми пользуется природа настолько сложны, что вероятность их спонтанного возникновения стремиться к нулю.

 

                Вернемся к вопросу точности. Ранее было сказано, что живые организмы представляют собой флуктуации созданные природой. Если же природа представляет собой к- в систему то получается что человек тоже способен таким то образом влиять на процессы носящие случайный характер. К- в система способна сводить какой либо случайный процесс к константе или проще говоря предсказывать его.

 

                Теперь распространим данный механизм на системы с большим количеством звеньев. Для простоты их описания можно принять, что к- в составляющую носят звенья этой цепи, причем постоянную составляющую каждого звена определяют соседние звенья. Т.о. получается, что чем больше соседних звеньев влияет на систему, тем точнее определены параметры  этого звена и тем больше это звено приближенно к константе. По теории предполагается, что наша вселенная представляет одно из таких звеньев. Его параметры определяют соседние звенья: например (В) определяет в нашей вселенной (А) свойства пространства, (С) определяет существование гравитации и т.д. (рис 4 правый) Каждое из соседних звеньев вносит свой вклад в ограничение свойств нашего мира. Нам необходимо ввести несколько определений.

Звено системы – звено, образованное взаимодействием вероятностной составляющей соседних звеньев и носящее стабильный характер.

Соседнее звено – составляющая системы параметры, которого близки к рассматриваемой точке. Здесь стоит сделать замечание. Наибольший вклад в ограничение звена вносят звенья системы со сходными параметрами т.к. их вероятностные составляющие наиболее похожи. Т.о. если скажем, мы из своего звена сумеем перескочить в соседнее, то увидим мир схожий с нашим, но при этом он естественно будит чем-то отличаться. В нем, например, величина гравитационной постоянной будет больше чем у нас, в нашей вселенной. Это приведет к тому, что некоторые понятия будут изменены, но главное, что это звено ввиду своей похожести будет оказывать на наше большее влияние, чем отдаленные. Расстояние в данном случае можно использовать как критерий степени взаимосвязи между звеньями. Отдаленные звенья будут менее похожи на наше. В них, например, могут отсутствовать электрические и магнитные поля, а вместо них будут абсолютно специфические силы, которые будут определять свойства этого мира. Эти звенья, хоть и в меньшей степени, но все-таки тоже будут влиять и на свойства нашего звена. Попасть в такой мир мы не сможем потому что, оказавшись в нем для поддержания атомов и молекул, из которых состоит наш организм, не будет хватать ограничений. Протоны и электроны в таком мире могут быть неустойчивыми частицами, и наш организм просто перестанет существовать. Т.к. никакое из звеньев системы не может быть определено на 100% (иначе оно не будет связанно с системой), то ни одно из параметров звена не может быть определено на 100%. Применительно к нашему миру- любая физическая величина не может быть определена абсолютно точно. Т.о. можно ввести еще одно понятие.

Истинно случайный процесс- процесс, происходящий за счет недостатка ограничений на данном уровне рассмотрения. В свою очередь моделированный с.п. – процесс, вызванный недостатком данных о его протекании. Между ними существует огромная разница. Истинно случайный процесс или просто случайный процесс принимается как факт, следующий из свойств системы, тогда как второй может быть полечен косвенными методами. Если мы каким-то способом достигаем предела ограничения, то на данном уровне рассмотрения пользоваться законами алгебры нельзя. Физическая величина не может принять конкретного значения и воспринимать полученное значение, как фактическое в одной реализации нельзя. Естественно мы можем найти среднее значение, но если мы будим считать его фактическим, то ошибемся. Естественно нужно понимать, что каждая из физических величин, да и вообще любое из понятий имеет свою степень ограничения.

Степень ограничения – количество ограничений определяющих свойство данного объекта. Данное понятие можно выразить несколькими способами. Можно выражать как знак числа, при достижении которого нельзя воспринимать данную величину как постоянную. Для объекта – величиной параметров, при использовании которых свойства данного объекта уже не имеют значения. Предположительно степень ограничения энергии и импульса очень высока. Например, понятие расстояния для квантового мира не применимо (в отличие от среднего или наиболее вероятного) т.е. недостатка ограничения для расстояния мы достигаем при измерении расстояний с точностью 10 знаков после запятой. Для энергии или импульса это значение может составлять 30 знаков. При такой точности померить данное значение мы не сможем. Энергия будет поглощаться или выделяться произвольным образом.

                Теперь можно сделать шаг на самую высокую ступень наших рассуждений. Попробуем предположить, что из себя представляет система в целом. Как было сказано ранние, звенья в цепи связанны между собой вероятностными составляющими. Каждое из звеньев определяет свойства соседних и наоборот. Теперь представим, что все звенья объединяясь между собой, образуют замкнутую сферу (эта может быть и не сфера). (Рис4 слева)

 

 

 

Т.о. мы получаем самозамкнутую к- в систему состоящую из множества звеньев которая определяет сама себя. Для нашей вселенной это будет надвселенная. Свойства такой системы уникальны. Во-первых, ее не возможно рассматривать в целом. Если мы попробуем посмотреть на нее со стороны, мы ее не увидим. Не увидим потому, что, как известно, любой предмет существует только потому, что его что-то ограничивает, а данную систему относительно нас не определяет ничего. Например, лампочку определяют (ограничивают) такие условия как существование вольфрама, железа, стекла и т.д. Без этих условий форма лампочки изменится кардинально, если вообще ее существование будет невозможно. Именно потому, что систему в целом ничего не определяет, мы не сможем оперировать ей как отдельным понятием. Можно рассматривать только составляющие этой системы, Например если рассматривать половину самозамкнутой системы, то мы ее увидим т.к. относительно нас ее будет определять вторая половина. Также и для более мелких составляющих. 2) Свойство такой системы – способность самозахвата константы. Для описания этого процесса представим, что между звеньями происходит обмен возбуждениями вероятностной составляющей. Направление распространения этого возбуждения естественно не предсказуемо. (Направление в данном случае абстрактно). Если рассматривать систему в целом, то существует вероятность того, что возбуждения окажутся в пределах соседних звеньев. Тогда возбужденные вероятностные составляющих звеньев будут взаимодействовать между собой и существует вероятность того, что будет сформировано звено. (Рис 5).

 

 

 

                Вероятность формирования звена больше чем вероятность исключения звена из системы потому, что возникшее звено фиксируется не только теми звеньями, в которых произошло возбуждение, но и всеми соседними. Данный процесс можно сопоставить с процессом саморазвития т.к. происходит включение константы в систему. Но система является наиболее устойчивой, если в ней существует определенное число ограничений т.к. чем больше соседних звеньев определяют звено, тем ближе оно приближается к постоянной величине. Поэтому чем больше звеньев в системе, тем ближе по свойствам они должны быть друг к другу т.к. собственная вероятностная составляющая их уменьшается. Но данное явление легко преодолевается. Если в каком-то из звеньев взять его вероятностную составляющую и используя постоянные относительно данного ограничения объединить, то при этом образуются независимые звенья, но уже в пределах данного звена. Данный механизм реализован в эволюции и положен в основу работы интеллекта. Мозг использует вероятностную составляющую распространения сигнала между нейронами, а постоянной составляющей является сам нейрон. Но в отличии от надвселенной к- в система мозга получает возможность развиваться за счет внешних воздействий. Т.о. если предположить, что вселенная входит в состав надвселенной и представляет собой одно из звеньев самозамкнутой к- в системы то эволюция - это логическое продолжение развития надвселенной.

 

 

 

                                                                                                              3.06.2005

Краткое описание теории.

               

Предполагается, что любому явлению в пространстве всегда сопоставляется антиявление. Любое явление, величина, процесс существуют и не существуют одновременно. Данная нестабильность становится заметной тогда, когда достигается точность, при которой ограничивающих факторов явления, величины или процесса становиться недостаточно. На этом уровне процесс, явление или величина носят случайный характер. К- в система, которая также носит случайных характер способна создавать флюктуации случайных процессах.

Пример: Из теории следует, что, например импульс не может быть определен с бесконечной точностью. Скажем, при достижении точности измерения импульса в 20 знаков его значение будет непостоянно, и будет носить случайный характер. Т.е. 20 знак и последующие точно определить нельзя. Импульс при такой точности будет исчезать и появляться. Но т.к. этот процесс носит случайный характер, среднеарифметическое множества реализаций не повлияет на знаки более высокого порядка. Чтобы явление было заметно при меньшей точности измерений, необходимо добиться появления флюктуации в случайном процессе. Т.е. добиться того, что вероятность появления надбавки импульса была больше чем его исчезновение. Добиться этого можно при помощи к- в системы, которая способна организовывать флюктуации в случайных процессах. Т.о. применяя к- в систему можно создать двигатель, который используя дефект импульса будет как бы опираться на пространство.

 

 

 

Hosted by uCoz